Свято-Тихоновский
Преображенский женский монастырь

Основание Тихоновского монастыря в лесах к северу от города Задонска, при речке Проходне, положили народные предание о том, что это место не раз было избираемо святителем Тихоном, Чудотворцем Задонским для уединённых трудов и молитв во время пребывания преосвященного на покое в Богородицком монастыре.

Из воспоминаний келейника св. Тихона Василия Чеботарева известно, что, помимо Тюнинского источника, святитель имел расположение душевное и к еще одному природному исходищу вод «от Задонска в десяти верстах», куда частенько езживал на подаренном помещиком Бехтеевым возке, запряженной утомленной годами лошадкой, которую святой Тихон ласково именовал «Стариком». "Пойди, Василий, заложи одноколку, - говаривал он Чеботареву, - проедемся. Возьми с собою чашку и косу, накосим травы Старику, также и воды напьемся там". (Посмотреть)

А потому в 1852 году Богородицкий настоятель, архимандрит Серафим (Покровский), сподобившийся разделить с архиепископом Воронежским Антонием (Смирницким) радость первым лицезреть обретенные нетленными нетленные мощи «Златоуста Российского», решил выкупить в монастырскую собственность участок с Проходненским родником, дабы не оставалось и впредь в забвении это святое место, отдаленное от города и окружающих селений. Сделка была одобрена Министерством государственных имуществ в 1853 г.

После приобретения участка, попечением архимандрита Серафима был поставлен новый дубовый сруб в колодец, по преданию изначально ископанный и обустроенный св. Тихоном Задонским. (Посмотреть) Осенял сруб деревянный голубец [крест с крышей] со святою иконою. В лесу неподалеку устроили пасеку и при ней - несколько жилых деревянных изб, "в коих жили потом старички-иноки, присматривавшие за хозяйством".

В начале 1860-х гг. Задонский Богородицкий монастырь, после ряда дарений, покупок и обменов получает в свою собственность участок, включающий часть левого берега лесной речки со святым источником, луговое её правобережье и лес общей площадью около 300 десятин. И архимандрит Димитрий (Григорьев), попечительнейший настоятель обители Задонской, решает увековечить память святителя Тихона устроением здесь монастыря. Но, понимая как непросто будет получить согласие Св. Синода, первоначально он добивается разрешения устроить при источнике скит для старцев, желающих более полного удаления от мира. А при ските — деревянную церковь и кладбище для упокоения Богородицких черноризцев, так как «при расширении монастырских построек, хоронить умерших братий внутри обители Задонской стало уже тесно».

И в 1865 году на "гору" - вершину возвышенного левого берега Проходни, была перевезена из села Гнилуша деревянная церковь, освященная еще самим святителем Тихоном в бытность его на Воронежской кафедре. После перевоза в «скит», главный престол храма 21 сентября 1865 г. освящён был во имя святителей Митрофана и Тихона Воронежских, а также Димитрия Ростовского и Кирилла Александрийского.

В это время Задонск посещает тамбовский помещик, статский советник Василий Петрович Воейков (1785-1880). Вдохновленный благими начинаниями архимандрита Димитрия, Воейков, «благоговея к месту, освященному молитвою, стопами и трудами угодника Божия святителя Тихона» пожелал «увековечить оное место в памяти будущих православных поколений устройством на сем месте отдельного общежительного мужского монастыря». Исполняя свое желание, Воейков выкупил у Богородицкого монастыря часть лесной дачи близ Проходни и, продав одно из имений, пожертвовал деньги на обустройство и дальнейшее содержание будущей обители. Об этом было доложено в Синод с присовокуплением просьбы о разрешении учредить монастырь. И 31 мая 1873 г. «Государь Император высочайше повелеть соизволил утвердить самостоятельным монастырём Тихоновский скит», о чем специальным указом Св. Синода было оповещено Воронежское епархиальное начальство. Новая обитель получила наименование Тихоновского мужского монастыря. «В том же году отчислена была в состав нового монастыря часть братии Задонского монастыря».

За последующее десятилетие новоучреждённый монастырь полностью отстраивается. Освящение главного алтаря соборной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы совершено было 14 августа 1883 г. (Посмотреть)

Особым почитанием здесь, с самого начала устроения обители, пользовался источник, ископанный по преданию самим св. Тихоном Задонским на берегу Проходни, к которому вел деревянный изящный мостик, перекинутый через неширокую речку. Над колодцем устроена была деревянная небольшая часовня, где пред иконами теплились неугасимые лампады (Посмотреть). Действовали 2-х купальни (мужская и женская), устроенные справа от благодатного кладезя, и представлявшие собой срубы, крытые черепицей.

В предреволюционный период в Тихоновской обители проживало чуть более 20 монахов и около 40 послушников.

В декабре 1920 года по решению Задонского уездного исполкома монастырь был ликвидирован. Часть бывших насельники еще некоторое время проживали на территории обители, зарегистрировавшись как «коллектив верующих». А в бывших зданиях обители разместили колонию для беспризорников. В годы Великой Отечественной войны - здесь квартировали офицерский госпиталь и школа военной разведки, а уже в мирное время - психоневрологический интернат.

После сдачи в 1989 году нового типового Задонского психоневрологического интерната, благодаря настойчивости митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова), комплекс зданий бывшего Тихоновского монастыря, за годы советского хозяйствования изрядно реконструированный для светских нужд, был возвращен Церкви. Официально передача монастырских зданий была оформлена решением Липецкого облисполкома от 29 апреля 1991 года. Распорядителем возвращенного стал Задонский Богородицкий монастырь.

Строителем скита Богородицкой обители, который решено было здесь устроить, благословением правящего архиерея был поставлен архимандрит Петр (Кучер), прибывший в Липецко-Елецкую епархию по весне 1991 года (Посмотреть).

Вскоре в восстанавливаемый монастырь потянулись и духовные чада о. Петра. Это были девицы и женщины, решившие искать спасения на стезе монашеской. Так что уже вскоре числившийся на бумаге «скит мужского монастыря» стал на деле женской общиной. И 2 октября 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил своим постановлением Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь.

Заручившись поддержкой влиятельных благотворителей, первое место среди коих занял Новолипецкий металлургический комбинат, иноческая община под руководством о. Петра в весьма краткие сроки возобновила прежние монастырские здания, которые фактически пришлось отстраивать заново (Посмотреть). И главный храм - Троицкий собор - был освящен уже 17 апреля 1993 года.

21 марта 1996 года указом правящего архиерея в Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь была назначена настоятельница - монахиня Алексеево-Акатова монастыря в Воронеже Дорофея (Ермачкова). Настоятельница стала активно исполнять вверенные ей обязанности и за весну-лето 1996 ее отношения с духовником монастыря (такой статус был закреплен за о. Петром) обострились до такой степени, что верные архимандриту сестры решили изгнать мать Дорофею. В конфликт вмешалось епархиальное руководство. 3 сентября 1996 года в монастыре состоялось собрание с участием 62 священнослужителей. Они единогласно осудили беспорядке в монастыре. 17 насельниц за нарушение монастырского устава были удалены из обители. Отцу Петру было предложено принести покаяние за неоднократные канонические нарушения. Он не согласился с выводами собрания и, в итоге, покинул возрожденную во многом именно его трудами обитель, сопровождаемый частью сестричества.

При настоятельнице Дорофее продолжалось устроение обители при поддержке не оставляющих монастырь благотворителей. Его архитектурный облик приобрел законченный вид (Посмотреть). И в 2000 году монахиня Дорофея, настоятельница Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, была возведена в сан игумении.

Но уже на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 7 мая 2003 года игумения Дорофея (Ермачкова), уклонившаяся от участия во Всероссийской переписи 2002 г. и увлекшая за собой часть сестер, была освобождена от должности настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря. На этом же заседании Синода был рассмотрен вопрос о разделении Воронежско-Липецкой епархии на две самостоятельные: Воронежско-Борисоглебскую и Липецко-Елецкую. Заботы об устроении неспокойной обители легли на плечи владыки Никона (Васина), возглавившего новосозданную епархию.

По благословению правящего архиерея старшей над сестрами была назначена монахиня Зинона (Деева). Соответствующий рапорт был представлен в Священный Синод и рассмотрен на заседании 17 августа 2004 года. Было вынесено постановление: «Утвердить монахиню Зинону (Дееву) настоятельницей Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря города Задонска Липецкой области с возложением наперсного креста по должности».

С этого времени труды сестер обители продолжают идти в должном для монастыря порядке. 8 апреля 2007 года настоятельница Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря г. Задонска монахиня Зинона (Деева) была удостоена сана игумении. (Посмотреть)


Морев Л. А. Тихоновский мужской монастырь (Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь)

Скачать текст в формате PDF (zip-архив 191 Кб)

Кнопка НА ГЛАВНУЮ